наверх

Ребенок во власти экранной зависимости

   Что нужно знать родителям, чтобы противодействовать возникновению «экранной болезни» у детей? Рассказывает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Социальная обусловленность

   Сложность ситуации с экранными зависимостями в том, что детям нравится проводить время у компьютера, причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес. В ряде случаев невозможно избежать возникновения экранной зависимости, потому что надо хорошо понимать, что все экранные зависимости очень сильно социально наведены: так принято в обществе, кругу общения, в той среде, в которой ребенок взрослеет. Это то, что принято в социуме, что считается крутым, востребованным, важным.
Если бы ситуация в социуме была бы не такая, то и у многих детей не было бы зависимости. Хотя, конечно, есть стерильные среды, типа православных школ, спецшкол, там это не так ярко выражено, потому что не так престижно.

Семейная обусловленность

   Так или иначе, но многие семьи, родители, сами демонстрируют легкий или даже тяжелый вариант экранной зависимости. Это становится незаметным, частью стиля жизни. Нажимание кнопочек и выход в Интернет стало настолько насущной потребностью, таким привычным состоянием комфорта, что многие и не замечают, что это все есть. Зато очень замечают, когда нет, например, Сети или телефонной связи.
Дети всему научаются в семье: и как наводить порядок в квартире, и как готовить еду, и многое другое. Взрослые учат детей с раннего возраста и тому, какое место занимают экраны в их жизни. Как взрослые живут, тому и обучают детей. Какой стиль жизни сформировался в семье, такой и передается детям. Если родители имеют привычку расслабляться у экрана, возможно, незаметно для себя, не специально, но они показывают образец жизни для детей, идет семейное научение.

Формирование позиции

   Все, связанное с зависимостями, — это очень много разговоров. Причем эти разговоры начинаются сильно раньше, чем формируется зависимость. Например, ребенок, попадая в школу, наверняка столкнется с детьми, у которых эта зависимость уже сформировалась. Потому что есть семьи, где родителям гораздо проще включить что-то типа телевизора, компьютера, айпада, игровой приставки, чем самим заняться чем-то полезным с детьми. «Включай, что хочешь, только оставь нас в покое!»
Дети из таких семей непременно будут в классе, даже если это очень хорошая школа. Это могут быть дети много работающих родителей, из семей с высоким статусом. Это дети, в семьях которых формально все в порядке. Ребенок, придя в первый класс, столкнется с такими детьми, и у него к этому моменту уже должна быть позиция. А позиция сама по себе не может сформироваться. Детская позиция формируется только в соотношении, столкновении, взаимодействии с позициями взрослых в семье. Это не происходит без слов, это происходит со словами. Без слов формируются бессознательные установки. А позиция — это то, что оформлено в слова.
И тут важно, какого состава семья. Если это только родители, то это достаточно легко объяснить, а если есть бабушки и дедушки с телевизионными зависимостями, братья-сестры с компьютерной зависимостью, ребенок имеет многостороннюю, многоуровневую семейную систему, и про каждую часть этой системы должно быть что-то сказано. Причем сказано неоднократно, не так, что однажды что-то сказали и потом про это забыли.
Например, если папа работает за компьютером, то ребенок понимает, что это нормальное состояние взрослого человека — сидеть перед экраном и нажимать на кнопки. Ребенок начинает просить, чтобы ему тоже купили детский компьютер. И если сказать ребенку, что папа устал от компьютера, что папа не любит сидеть за компьютером, он так работает, то возможно так сформировать позицию.

Законы реальности и виртуальности

   Нынешнее поколение родителей успело вырасти в докомпьютерную эру, сформироваться как личности, как люди до того, как присутствие экрана, Сети и наличие кнопок стало тотальным, всеохватывающим и, в общем то, нормальным. Поколение родителей успело сформироваться в другой период. И когда это поколение взрослело, проходило подростковый возраст, его больше интересовало живое общение, отношения, увлечения, походы, кружки.
Если у человека, когда он взрослеет, основной интерес не в реальности, а в виртуальном мире, тогда это глобальная опасность. Это то, с чем мир только начинает сталкиваться. А законы реальности и виртуальности разные. У детей развивается виртуальное ощущение реальности. Это касается не только игроманов, которые проводят часы у экранов.
На западе сейчас сильнейшая волна подростковой преступности. А в нашей стране только начало этой тенденции. Например, ребенок играет в игру, и у него там девять жизней. Ребенок проводит долгие-долгие часы за этой игрой. Законы виртуальной игры постепенно усваиваются, и ребенок потом выходит в мир и делает что то, что находится в логике виртуальности, например, взять ружье и всех замочить, там это нормально, там это ничем не заканчивается.
   Если почитать отчеты психологов о беседах с малолетними преступниками, то очевидно, что понимание необратимости содеянного отсутствует. Волну детских самоубийств тоже сюда можно отнести.
   Законы виртуальности, используемые в реальности, на мой взгляд, — мощнейшая опасность. Именно потому что человек еще не сформировался, не повзрослел, и находясь долгие часы перед экраном, ребенок воспитывается не родителями, а виртуальными играми.
Если родители задаются вопросом, опасна или неопасна виртуальная игра, которой увлечен ребенок, то лучше всего — погрузиться самим в эту игру и экспериментальным опытом понять состояние ребенка. Погрузиться не на день, а на неделю и посмотреть, что будет с сознанием. Это нельзя понять теоретически. Конечно, у взрослых другие степени психологической защиты, но все же что-то понять можно.
   Нужно очень хорошо оценивать, что все виртуальные игры делают специально обученные специалисты, это очень интересно, очень зрелищно, очень захватывающе. В этих играх много такого, что цепляет именно подростков, там у них есть что-то похожее на всемогущество, есть активность, права, статус, возможности, — все, чего нет в реальности и быть не должно. И в этом гигантская заманка, с которой не всякий незрелый человек может справиться. Все зависит от личностных качеств.
   Слово «зависимость» должно появиться в лексиконе ребенка до того, как появилась сама зависимость. Начинать надо с четырех-пяти лет, объясняя, что такое реклама. Если родители не хотят вырастить профессионального потребителя, надо очень рано объяснять, что такое реклама и как она работает.
   Вот то, что я хотела бы посоветовать:
   1. Насколько можно долго не давать ребенку возможности экранных зависимостей, кроме, может, разрешения просмотра фильмов, но и то строго дозированно.
То, что сформировалось у ребенка до семи лет, очень трудно извести. Это касается и экранных зависимостей. У ребенка до семи лет вообще нет психологических защит. Он впитывает все как губка, совершенно не умея фильтровать. Мама дала ребенку айпад, чтобы спокойно поговорить по телефону, — она сделала шаг к формированию зависимости. «Уйди от меня, иди в виртуальность», — такое послание звучит. Хотя редко, кто так не делает.
   2. Если ребенок уже имеет свой опыт экранного времяпрепровождения, то насколько можно долго дозировать это экранное время.
   Родители должны жить яркой, насыщенной жизнью, и должно хватать сил и времени на полноценное общение с детьми. Реальность для детей должна быть привлекательной, хотя схватка эта неравная, это надо хорошо понимать. Там все красиво и круто, и чтобы с виртуальностью конкурировать, надо очень постараться.
   В жизни семьи должен быть спорт, общий досуг и в будние дни, и в выходные. Если этого нет, то ребенок непременно вытеснется в виртуальность. Как в известной русской поговорке: «Свято место пусто не бывает». Любая пустота в семейном общении займется экранным временем. Из своего профессионального опыта могу сказать: там, где семья работает на общение — это именно работа — там все-таки степень риска возникновения зависимостей сильно ниже.
   Стандартный тест для родителей: что ребенку интересней — поболтать с мамой и папой или пойти включить компьютер?
   Личность человека определяется предпочтениями в музыке, чтении, фильмах, общении. А у детей все это может быть в виртуальности, может сформироваться поколение, у которого все предпочтения не в реальности. Мы подошли близко к антиутопии. И мне кажется, что с детьми обязательно надо читать и смотреть разные утопические, антиутопические, научно-фантастические вещи. Конечно, большинство детей предпочитают фэнтези, научную фантастику им читать сложно.
   Еще важный момент — специфически подростковый. Подросткам в какой-то период развития крайне важно отделиться от родителей, почувствовать свою самостоятельность. К сожалению, эта возможность отделиться может быть предоставлена экранами. Лучше, конечно, ребенку предоставить самостоятельность, отправив в лагерь или определить в кружок, куда он будет ходить сам. Т. е. надо создать зону, где ребенок будет без родителей, самостоятельный. Если такую зону не создать, то такой зоной станут социальные сети, сетевые игры или что-то еще.
Рекомендации родителям
   Смотреть с детьми хорошие фильмы — старую советскую классику, современные западные фильмы, чтобы привить им хороший вкус. Научившись здраво анализировать фильмы, ребенок сможет проанализировать и компьютерную игру, не сразу вовлечется в нее, а будет иметь инструментарий для анализа — какая графика, сюжет, герои.
   Задача родителей — попытаться вмонтировать в детскую психику так называемые фильтры, потому что примерно до семи лет ребенка можно еще удержать от потока информации, а во второе семилетие информацию можно только дозировать. А дальше ребенок сам должен дозировать, если родители сумели сформировать у него систему взглядов, ценностей, фильтров и свое понимание опасностей.
   Если он почувствует, что сетевая игра, например, его так захватила, что он перестал быть хозяином себя, он сможет прекратить игру. Но это не происходит само собой, это такое же формирование навыков, как, например, приучение к горшку маленького ребенка или приучение детей класть вещи на свои места. Это тоже непросто, но родители же понимают, что это делать необходимо. А в ситуациях с экранами, почему-то считается, что все произойдет само собой — ребенок сам разберется во всем.
   Это огромный труд — формирование у ребенка навыка преодоления зависимости. Но у семьи гигантские возможности смягчать влияния времени. Позиция родителей должна быть человеческая и четкая. Нужно, чтобы у ребенка было как можно больше «реальных» событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, приключения. Нужен ребенку адреналин — ведите его на батут, на горки. А если все это подменяется компьютерной игрой, то это гигантская опасность для формирования личности.
   Если ребенок уже большой, и запретить ему сидеть за компьютером невозможно, хорошо бы научить его полезному труду — научить программировать, создавать сайты, например. Преодолеть детскую зависимость от экранов можно, только надо приложить очень много усилий.