наверх

Важное о телевизоре

Важное о телевизоре

Есть семьи, в которых телевизор работает фоном почти целый день. Есть семьи, в которых и бабушки, и мамы за домашними делами по несколько часов в день смотрят сериалы. Но чаще всего мамы видят проблему в непонимании со стороны пап важности влияния телевизора на детей. С этим вопросом неоднократно обращались мамы, которые не знали как объяснить мужьям, что их вечерние и ночные просмотры новостей, боевиков, боксерских поединков, особенно - фильмов ужасов, фильмов и передач о насилии, о войне и т.п. чрезвычайно серьезно влияют на маленьких детей.

Почему эта тема так важна?
Ребёнок строит себя из того что есть вокруг не изменяя это, не оценивая, не сравнивая, не понимая полноценно что "плохо", а что "хорошо"... Ребёнок, как чистый лист - то, что он в себя вбирает, становится частью его самого - слова, запахи, звуки, образы, движения, манеры...
До трёх лет всё воспринятое закладывается в подсознание, как бы в основание психики, в "базу данных" об этом мире, о жизни и на всю жизнь становится "нормальным" для ребёнка, даже любимым. Именно этот процесс формирования человека становится великой космической задачей, хотя сам ребенок даже не подозревает о происходящем, не отдает себе в этом отчета, не осознает, но всё чувствует и вбирает без всякой критики, оценки, сравнения, анализа! У него нет "фильтра", он всё принимает "за чистую монету", не знает, что может быть иначе...дадите благое и светлое - построит из светлого, дадите "ужастики" и "мордобой" - построит из этого...

Многие понимают, что ребёнку не место там, где пьют спиртное, где курят и сквернословят...а телевизор? Допустим, процентов 10 через него идёт полезной и нужной для взрослых информации, а остальное? Дети настраиваются на поток, который идёт с экрана и, не говоря даже о содержании, интенсивность и скорость этого потока так велика, что нервная система испытывает колоссальные перегрузки, переутомляется, надламывается. Скорость восприятия малыша в десятки раз медленнее, чем у взрослого! Помимо этого, когда до трёх лет функции только формируются, мы не вкладываем "в ребенка" готовую информацию, так как ему необходима деятельность в активном движении, которая может дать ему его собственный опыт, ощущения, а просмотр телевизора - занятие пассивное.
Ребёнку необходимо активное исследование окружающего, природа, живое общение...если это все подменять телевизором для личного удобства взрослых , в дальнейшем это выльется в гораздо большие неудобства и проблемы для всех.

С телевизором и информационными перегрузками также можно связать значительное отставание речевого развития, даже у здоровых и в целом развитых, общительных детей. Если сравнить с ситуацией десятилетней давности, сейчас уже радуешься, если двухлетний говорит вообще и обладает активным словарным запасом годовалого ребёнка.

Даже мультфильмы, самые добрые и мудрые, до трёх-четырех лет не полезны, просто пока не нужны. Только со временем ребёнок сможет установить границу между действительностью этого мира и выдумкой. И это очень важно при наших информационных потоках для устойчивости психики, для здоровья нервной системы. Если в мультфильме или в книге животные или предметы разговаривают, маленький ребёнок принимает это за действительность, у него нет различения. Подсознание самых маленьких не понимает "понарошку", не понимает "шуток". Границы "нормальности" действительности как бы расширяются и в дальнейшем это выливается в нервозность, ночные страхи, энурез, нездоровые фантазии, даже в шизофрению...
Должно быть самое мирное воспитание, всё что связано с войной, оружием, также не приветствуется до трёх лет.

Теперь давайте вспомним рекомендации педиатров прошлого века, например, хотя бы о здоровом зрении - три метра до экрана, два раза в неделю по 15 минут мультфильмов... детям начальной школы! ...А что же делали дети без телевизора и без компьютера? Они жили!

Часто мамы расстроено говорят: а что же мне делать то, пока он за телевизором, я хоть суп сварю, что то по дому успею сделать. Да, телевизор завораживает ребенка и в районе полутора лет уже легче всего его сделать зависимым, "подсадить" на этот ящик с движущимися картинками. Даже самые шумные и активные дети могут минут на двадцать затихнуть, наблюдая. Но, помимо вреда для здоровья, это пассивное занятие в раннем возрасте воспитывает потребленческий подход, искажает характер, деформирует хрупкую психику - ничего не надо делать, сиди и смотри.

Гармония и красота жизни вокруг помогают создать гармонию и красоту внутри - общение с природой, красивая музыка, гармоничные движения в танце, живопись, скульптура, красивые культурные и национальные традиции, красивая речь, гармоничные теплые душевные отношения, общение, уют, красота и чистота быта, интерьера...многое может быть полезным и благим для восприятия малыша.
Очень важно создать для ребёнка пространство любви и уважения, в котором будут учтены его естественные потребности, где он сможет ежедневно в интересной, доступной для него форме быть занят активной деятельностью по возрасту. Дайте ребёнку занятие, труд по возрасту (главный труд малыша - его развитие) и на пользу - и этот труд сделает всё сам!

Но решают, конечно, родители...