наверх

"Монстры наиканикулах 2"- это история отнимающая у детей нравственные ориентиры

"Монстры наиканикулах 2"- это история отнимающая у детей нравственные ориентиры

Детский полнометражный мультфильм голливудского режиссера Геннадия Тартаковского "Монстры наиканикулах 2"- это история, повествующая о жизни «добрых» монстров, отнимающая у детей нравственные ориентиры, запутывающая, обманывающая их, рассказывающая о том, что зло вовсе даже и не зло, что с ним можно дружить, а при необходимости стать злыми и самим.

Описание фильма

Всё вроде бы меняется к лучшему в отеле «Трансильвания» графа Дракулы. Жёсткая политика заведения для монстров сменилась на более благосклонную – теперь вместе с разнообразными чудовищами здесь без всяких сложностей могут отдыхать и вполне обычные люди. Но есть кое-что беспокоящее старого графа.

Дело в том, что его обожаемая дочка Мэвис всё-таки вышла замуж за своего возлюбленного, простого смертного парня Джонатана. У них уже подрастает забавный мальчишечка Денис. Вот он-то и заботит Дракулу, которому кажется, что его драгоценный внук, будучи наполовину вампиром, наполовину человеком, не проявляет никаких признаков того, что хоть чем-нибудь пошёл в своего знаменитого дедушку. То есть – он совсем не вампир. Так что пока Мэвис и Джонатан заняты своими делами, Дракула подговаривает своих приятелей – песчаную Мумию Мюррея, чудовище Франкенштейна, оборотня Уэйна и Человека-невидимку – устроить для Дениса тренировочный лагерь для монстров.

О форме.

Главные герои в мультфильме трогательны и обаятельны. В этом - в придании образам привлекательности - создатели голливудской продукции для детей мастера, в этом надо признаться. Режет ухо обилие жаргонных словечек из жизни обитателей тюрем, фильм ими просто нашпигован. Не очень понятно, постарались ли это наши переводчики, или таков был замысел авторов, но выглядит это особенно безобразно, если учесть, что рейтинг фильма 6+. Впрочем, как вы догадались, это не самое неприятное в мультфильме.

О сути.

Разрушение и искажение категорий добра и зла - это, пожалуй, один из самых популярных сейчас сюжетов, используемых в произведениях массовой культуры. Например, весьма популярным стал прием, когда устоявшиеся в мировой культуре образы, символизирующие зло, наделяются современными создателями положительными характеристиками.

В классических сюжетах, для детей, в фольклоре, зло представлено в виде мифических злых, страшных, неприятных и уродливых персонажей. Такое их представление неслучайно. Зло в реальной жизни - подлость, жестокость, обман, предательство – также безобразны. Наделяя злых персонажей положительными характеристиками, создатели информационной продукции вкладывают детям в голову идею толерантности к злу, т.е. к подлости, жестокости, предательству и т.д., Они отнимают у детей возможность видеть проявления зла и научиться защищаться от него, размывают нравственные ориентиры

Вампир – это классический образный представитель сил зла. Воплощением чего он является? Вампир – это тот, кто пьет кровь, кто отнимает у вас что-то, принадлежащее вам. Тот, кто живет за ваш счет, отнимая у вас силы и здоровье, кто жесток по отношению к вам, кто готов делать плохо другим, для того, чтобы было хорошо ему, кто ни перед чем ради этого не остановится. Вот, что символизирует данный образ.

Вампир из мультфильма никого не кусает, скажете вы? Ну, значит он не вампир. Ибо пить кровь – это сущность, основная определяющая функция этого образа. Если он не пьет кровь – значит, он не вампир. Значит, это уже другое существо, и если бы авторы фильма были честны, то сделали бы принципиально другой финал.

А теперь, когда мы разобрались в образах, мы можем понять настоящую суть сцены, когда маленький Денис, увидев нападающих на него монстров, вдруг преображается, у него вырастают вампирские клыки, он обретает невиданную силу и из милого малыша он превращается в ревущего монстра. Суть же этой, бесспорно, кульминационной сцены в том, что мальчик Денис, столкнувшись со злом напрямую, встал на сторону зла и потерял человеческий облик.

Так бывает в жизни. Есть примеры трагедий, когда человек, не выдержав ударов судьбы, становится озлобленным, циничным, ненавидящим всех вокруг. Но только это и описываться должно как трагедия, потому что процесс того, как человек морально ломается - это всегда трагедия.

Есть и другие сюжеты - героические сюжеты - описывающие, как может вести себя человек, столкнувшийся с тяжелыми испытаниями, как он становится сильнее, преобразуется, меняется в лучшую сторону. Есть сюжеты, рассказывающие о том, как переживший горе человек становится более чувствительным к чужому горю.

Но почему-то авторы не захотели рассказать детям об этом.

Это развлекательный мультфильм для детей, скажете мне вы? А я снова возражу, что любая информация, предоставленная и одобренная взрослыми, является для них обучающей. Никакая продукция для детей не может рассматриваться как имеющая исключительно развлекательный характер. Любой развлекательный фильм или книга параллельно либо развивают детей, либо способствует регрессивным тенденциям в его развитии.

Так о чем же решили рассказать детям авторы мультфильма? О том, что людям надо сдружиться с со злом? Кульминационная сцена, подсказывает нам, что ключевой идеей мультфильма является обретение мальчиком зрелости, индивидуальности и силы. Идея была бы неплохой, если бы не сопровождалась другой идеей - о том, что сильным можно стать, только если ты станешь служить злу.

В качестве противоядия или если вам хочется рассказать своему ребенку о том, как обретают силу, как с честью выходят из тяжелых испытаний, как обретают способность различать добро и зло, можно порекомендовать роман-трилогию Владислава Крапивина "Мальчик со шпагой" (https://ru.wikipedia.org/wiki/Мальчик_со_шпагой). Книги Крапивина вообще хорошо умеют восстановливать разрушенную современными произведениями для детей картину мира.

Эту книгу Вы, уважаемые подписчики, можете найти в нашей библиотеке - http://vk.com/photo-22305673_388121602